30.09.2017Сентябрь
Более нигде не ощущал я себя настолько при космополитизме, как в Берлине. Настолько здесь широко представлено разнообразие, что пропадает ощущение фона, с которым нужно сливаться, или от которого нужно выделяться, или с которым вообще нужно взаимодействовать. Как будто бы никакого фона нет. Любой язык, манера одеваться, причёска, поведение, народность и любой внешний признак представлены здесь настолько широко, что не видно границ.
♯♯♯
Несколько раз слышал от разных людей, что в Европе, и в Германии в частности, плохой сервис. Забавно, что я застал момент, когда говорили наоборот. А теперь многие европейцы фанатеют, как им в Москве услуживают прекрасно. Мне кажется, тут более из самоуважительной позиции всё происходит. Я бы сказал, мне это по душе, потому что во-первых, никто не таскает у меня из-под рук салфетки и тарелки. А во-вторых, одинаково со мной общаются в ресторане, на почте и в полиции. Но скорости в сфере услуг в Москве на недостижимой высоте, конечно.
Наверное, это ещё и вопрос ожиданий. Я ведь приехал в чужую (их — работников сферы услуг) страну, не зная языка, не только забирать рабочие места, но и в целом ускорять захват мира машинами. Надеяться на то, что если они будут со мной особенно вежливы, то машины их пощадят, — глупо.
♯♯♯
Имел момент национальной самобытности. У коллеги итальянца русская жена. Когда он сказал, что не знает ни одного матерного слова по-русски, я сказал, что не буду его учить, потому что его жена меня найдёт и убьёт (голосом Лиама Нисана из «Заложницы»). Это вызвало довольно странный смех у присутствующих немцев. А коллега понял, о чём я, говорит: «У тебя же тоже русская жена!» Если посмотреть на это взглядом психолога из журналов и книжек про отношения, то да, нелепо, что с русской женой возникает такой паттерн, что муж как бы немного маленький мальчик, и жене нужно идти и разбираться с теми, кто его научил матом ругаться. А с другой стороны, жизнь — она намного шире и богаче всяких паттернов. И идеального-правильного в ней совершенно точно не существует, а уникальных наборов девиаций в динамическом равновесии — бесконечное множество.
♯♯♯
Вообще, с коллегами из Италии и Португалии очень интересные разговоры и необычные точки зрения. Например, что мафия — это меритократия, а фавелы — это параллельное государство с полицией, налогами и интернетом. При этом, мы, родившись в странах с главенством общественного договора над законом и неповторимым колоритом, оказались в стране с главенством закона и бюрократией. Обобщения — это то, чем мне прикольно спасаться в первый месяц после переезда, чтобы не впасть в тревожные состояния.
Как фанат гипотезы Сепира-Уорфа и фильма «Прибытие» в частности, должен особо отметить, что переключившись на общение на другом языке, можно увидеть, как личность, действительно с языком связана. С практической точки зрения начинают появляться возможности нового поведения, в которые гораздо проще пойти. Например, чтобы поменять седло у велосипеда, я не купил ключи (как я бы это сделал обычно), и не сдал в ремонт (как я, может быть бы тоже сделал), а договорился с мастерской с незнакомыми людьми, и сам пришёл и сменил, используя их инструменты. Вроде бы, ничего выдающегося или трансформирующего, никакого перешагивания через себя, а при этом для меня полностью новая линия поведения.