LE Blog

Инженер с поэтической душой

28.08.2016 firtree_right Август

Спустя около 20 лет (не помню точно, когда мы это делали предыдущий раз) выбрался с одноклассниками на остров в получасе хода на вёслах от берега в Жигулёвском водохранилище. Очень тяжело мазаться антипригарным кремом три раза в день, поэтому неизбежно пропустил несколько мест. Буду теперь в пятнышко до зимы. Видели лиса:

♯♯♯

Обнаружил любопытный паттерн: мужская мечта об инициирующих отношениях. Помните, как в «Гостье из будущего» в жизнь простого советского школьника врывается супер-девочка и переводит его жизнь на качественнно иной уровень. Он теперь герой. И это не только поколение этого фильма. Много подобных историй возникает в творчестве в разных странах. Посмотренный недавно прекрасный сериал «Stranger Things» тоже про это во многом. Можно сказать, что это уже мифический архетип. У меня много есть идей на этот счёт. С одной стороны, в мужском мире нет места проявлению чистой женской силы, если не брать во внимание конкуренцию с мужчинами, а тоска мужчин по ней (женской силе), видимо, есть. И она появляется в такой вот интерпретации в творчестве: «Как мужчина представляет себе силу женщины». Это, конечно, отличное поле для проекций. Я каждый раз с интересом читаю комментарии к посту «Другого боя» с объявлением об открытом уроке для женщин. С другой стороны, это может быть просто сказка о первой влюблённости. Когда мальчик впервые обнаруживает, какое действие на него оказывает девочка одним своим существованием: включаются гормоны, меняется тело и вся вот эта лабуда. Новый мир.

С удовольствием почитаю ваши идеи на этот счёт.

Сейчас, вообще, с мифами туго. Нулевые усилия требуются для того, чтобы получить переживание. Лайкнул, получил лайк в ответ — всё уже произошло, больше ничего не надо. Написал комментарий в группе про единоборства — и вот ты уже боец. Отправил запрос на добавление в друзья, а ответа нет уже два дня — вот тебе и пиздострадания. Какие будут новые мифы, нужно ли в нынешней реальности спасать принцесс из башен?

♯♯♯

Прекрасным завершением месяца стал семинар Пола Линдена, которого нам из Америки выписала Александра Вильвовская. Скажу, что своё дело он делает просто мастерски, но обо всём по порядку.

Моё знакомство с айкидо длилось с 16 до 21 года включительно. 4 года из этих 6 я занимался в Москве, но даже здесь мне нравилось. Дело в том, что Москва — довольно амбициозный город. А в айкидо нет соревнований и спаррингов, поэтому айкидоки вынуждены как-то реализовывать свои амбиции или снаружи, или жёсткостью и прочим выпендрёжем. И вот приехал к нам Миямото-сенсей (7 дан) делать семинар. Пришли все чины Федерации Айкикай. И вот все упираются и кряхтят: реализуют амбиции. Миямото-сенсей это заметил и говорит: «Чуваки, это айкидо! Нужно сотрудничать!» И следующий приём я делал с Николаем Николаевичем Егоровым — тогдашним президентом Федерации Айкидо РФ. Я весил 60 килограм (при росте 183), а он был выше меня, шире меня раза в два, имел руки как мои ноги и кулаки как моя голова. А мы делали как раз что-то от захвата мототе дори (двумя руками за одну). И я помню чёткое переживание, что если бы не указание о сотрудничестве, то при таком балансе сил никакие мои знания и умения айкидо на тот момент и в обозримом будущем не помогут мне в этом противостоянии. Я чётко понял, что если ты уже достиг в соревновательном боевом искусстве чего-то значительного, то айкидо, конечно, тебе поможет. Но идти в айкидо сначала — не вариант. И больше я айкидо серьёзно не занимался, если не считать кружка для дзенствующих.

И тут я прихожу к Полу про тело, а у него всё время аналогии с айкидо. Я, конечно, знал, что он его преподаёт, и что к нему на реабилитацию в Америке суд отправляет трудных подростков, пока они не успели стать бандитами, и он их, в том числе и с помощью айкидо, реабилитирует. Но чтобы вот так повально использовать айкидо как телесную аналогию всем жизненным процессам — я был в жесточайшей оппозиции.

Более того, на семинаре большинство людей уже довольно хорошо обращаются со своим телом и в телесных практиках находятся некоторое время. Это видно, потому что на них всех очень приятно смотреть, как они ходят, сидят, лежат. Как смотреть на котиков. Очень красиво! (^._.^)ノ А я и так очень угловат, всё свободное время провожу в диссоциации от тела, да ещё в отмороженном сопротивлении в данный момент. А они уже переходят ко всяким тонким телесным ощущениям для bodywork. А я как в том анекдоте про лисёнка, волчонка и медвежонка:

— А мне мама вчера курочку принесла! Так вкусно было!

  • А мне папа барашка притащил! Просто объедение! — А мне... А я... А я вам всем сейчас пизды дам!

В такой момент нужно или уходить, или тащить это всё в центр процесса. Уходить не хотелось. И я со всем этим сумбуром полез спрашивать. И тут я впервые был сражён, насколько гибко, внимательно и деликатно работает Пол. Я маскимально предвзят относительно айкидо, я не верю безоговорочно в мускульный тест, чем вызвал, конечно, всеобщий смех (но невозможно за это злиться ни капли, потому что такие все (⁎˃ᆺ˂) котики!), и тем не менее, после вытаскивания всего этого в центр я точно знал, что хочу внимательно смотреть, пробовать сам и, пока это делаю, таки доформулировать свой настоящий вопрос, который меня туда привёл. А смотреть там было на что:

  1. Котики! ଲ( ⓛ ω ⓛ *)ଲ Наблюдательность и чувствительность группы вызывает очень большое уважение.

  2. Поскольку я хорошо понимаю английский, у меня в два раза больше времени и можно замечать интересные особенности про перевод. Например, неоднократную фразу Пола «this doesn't make sense but it works» все переводят как «это не имеет смысла, но это работает». Хотя английский тут про чувства, а русский про мысли. Поэтому я уверен, что смысл как раз есть — в том, что это работает, но то, почему это работает, — неочевидно и/или нелепо. Или ещё Пол сказал, что я «handsome», а Саша перевела это как «милый», и я это Саше припомню, если представится возможность. А Оля при переводе активно использует пальцы ног: они как будто дирижируют. И много чего ещё.

  3. Собственно семинар, embodiment, и что как работает. Телесная осознанность — это добро. Наблюдать внимательно за своим телом — это прекрасно. Следить за тем, в каком теле я принимаю решения — это ново, но было бы лучше, если бы это была база. Я уже неоднократно замечал, что в разных состояниях я по-разному себя веду, а повернуть это с того, чтобы себя обвинять в нецелостности и ущербности к тому, чтобы просто следить за гигиеной состояний, додумался только сейчас. Это так просто: вместо того, чтобы быть недовольным своим состоянием в определённых условиях, просто попробовать изменить состояние и посмотреть, что получится. Это, безусловно, требует эксперимента и практики, но сам подход меня пленил. Это кажется очевидным, но совершенно неочевидно для меня изнутри.

  4. Как работает айкидо. Пол использует айкидо, чтобы вернуть силу человеку, с помощью движений. И преображение видно даже мне. Человек получает аналогию жизненной ситуации в виде айкидошного этюда. Выполнив его, находясь в верном состоянии, человек получает силу, которую считал утраченной в данной ситуации. Все боевые искусства решают вопрос о сохранении жизни и осознанности в конфликтной и некомфортной ситуации таким образом, чтобы выйти победителем. Это отличная аналогия. Почему айкидо? Мой вопрос варился весь второй и третий день. Финальная его формулировка была такая: «Если ты используешь айкидо как аналогию жизни, то как ты можешь давать силу людям (иллюзию силы?) с его помощью, если у тебя есть хотя бы один процент сомнений в том (а за 50 лет практики наверняка есть), что айкидо работает в реальности? Если айкидо не самое сильное боевое искусство, то почему для придания сил не использовать самое сильное?» И когда вопрос сформулировался, сразу же пришёл ответ (кроме того, что отсутствует самое сильное б.и.): для придания силы не требуется самое сильное боевое искусство, а требуется то, которое эффективно возвращает силу самому широкому кругу людей. В чём я мог уже к тому времени убедиться. Сложно описать, но исчезновение вопроса я прямо в теле почувствовал.

Потом, когда всё закончилось, у меня оставался час до тренички по файту. И я вернулся в центр, где проходил семинар. И застал Пола уже в рюкзаке. Рассказал ему всю историю от начала и до конца, включая вопрос и ответ. Он на это и говорит: «Да, большинство айкидок нихрена не знают про драку. Айкидо было придумано, чтобы драки прекратить.»

Хорошо провёл время, короче.

♯♯♯

А как у вас дела?