LE Blog

Инженер с поэтической душой

27.10.2019 firtree_right Масштаб

Чтобы наладить свои сложные отношения с книгами, поставил цель за 2019 год прочитать 10 штук. По итогу 4 из них написал Лю Цысинь. И ещё оказалось, что просмотренный на «Нетфликсе» фильм «Блуждающая Земля» тоже снят по его произведению. Почему у нас в школе не было китайской литературы?

Я – за репрезентацию (культурного и прочего) разнообразия. Человечество очень консервативно. Это эволюционный механизм: так тратится меньше энергии. Проще и быстрее сделать как всегда, чем думать. Если же собрать в одной команде людей с разной личной историей, можно эти ограничения «взломать». Каждый будет пытаться сделать как у него принято, а принято у всех по-разному. И тогда, когда удастся договориться, получится что-то интересное. Но интерес не является глобальной ценностью. Поэтому для тех, кто не разделяет мою цепочку рассуждений, борьба за репрезентацию — это просто заскоки западной либеральной риторики. Не всегда то, что делает жизнь прикольнее и ярче, даёт какие-то ощутимые преимущества. А то, что не даёт видимых преимуществ, не получает распространения. Эта фишечка эволюции меня бесит, если честно.

В нашем китайском магазине тётушка-кассир не берёт деньги из рук в руки. Если попытаться протянуть ей банкноты, то она поднимет со стойки специальное стальное блюдечко и подставит его прямо под них. Прямо-таки история из «Американских богов». И это суеверие без труда переживёт нас с вами и ещё много поколений вперёд, пока бесконтактная оплата не захватит мир. А для того, чтобы исследовать другие культуры даже через кино и книги, приходится делать усилие.

oumuamua

Так вот, вернёмся к товарищу Цысиню. Меня поражает, насколько легко он оперирует проектами совершенно огромного масштаба! Может быть потому, что мало читал, но я никогда не встречал ничего подобного. Напишите, если знаете ещё таких масштабных писателей. Он с лёгкостью прыгает во времени на какие-то совершенно невообразимые расстояния и мыслит проектами такой же длины. В послесловии к «Шаровой молнии» он сетует на то, что китайская фантастика развивалась в изоляции. Он говорит, что китайских писателей-фантастов традиционно интересуют технологии, но они совершенно не исследуют, как изменятся в свете новых возможностей социальные процессы. Соответственно, в своей трилогии «Память о прошлом Земли» он эту тему исследует со свойственной ему масштабностью. И поскольку размах событий какой-то неимоверной величины, ему приходится непросто. То есть мы говорим не о диалоге в баре, а где-то на уровне доклада военного в ООН.

scale

Интересно ещё, что Лю скептически относится к роли одного человека. Иногда какой-то отдельный персонаж двигает сюжет. Но часто человек в этой роли оказывается случайно. Практически никогда это не наследные права и не исключительные личные качества. При этом, несмотря на драматические события вселенских масштабов, внутренние трансформации персонажей остаются весьма скромными. Каждый человек уникален, но не исключителен. Практически никто не первый, никто не единственный, но каждый может быть решающим. Человек проделывает огромное путешествие, но остаётся собой. Что-то, что трансформирует человека до неузнаваемости, — чрезвычайно редко, но если находится, то трансформирует практически любого.

В общем, горячо рекомендую этого товарища и ещё Теда Чана, конечно.