23.11.2019Перистальтика души
Когда я только открыл для себя Бэд Комедиана, смотрел его до конкретного передоза. И даже после всё равно не мог остановиться. Включал его в комнате, а сам выходил курить на балкон, закрыв дверь, чтобы не слышать. Напоминает мне кварцевание палат в больницах и, скорее всего, неспроста!
Со времён теории относительности понятие эфира в физике находится под негласным «фи!». Все теории, которые пытаются что-то такое ввести, не получают широкого распространения. Не знаю на счёт физики, но мне кажется, что психология могла бы существенно выиграть от наличия фундаментальной эфирной теории. Будь я взъерошенный профессор, непременно написал бы монографию про то, что характер и поведение — это не набор индивидуальных качеств, а пронизывающий всё живое эфир. И назвал бы свой труд «Перистальтика души».
Речь даже не про то, откуда берётся поведение, и сколько в нём подсмотрено. Хотя ваш покорный слуга первый раз в девочку в третьем классе влюбился за компанию с дружбанами, в одну и ту же. Но в целом вопрос про истоки поведения — это для сложного спора до хрипа на повышенных тонах. Да и не профессор я, чтобы прямо фундаментально. Так, наблюдениями делюсь.
Есть пример, который можно назвать «самый-самый в комнате». Вот, скажем, я часто придираюсь и задаю вопросы. Но когда появляется кто-то, кто придирается больше меня, я расслабляюсь и перестаю это делать совсем. И даже не так, что меня опередили с каким-то вопросом, а просто совсем не хочется спрашивать. Как будто человек за двоих качает, а я с удовольствием молчу. И в голове приятная тишина.
Так же часто люди ведут себя так, как будто поведение заразно. Например, когда я узнаю, что кто-то сделал что-то совсем отстойное — примеров не будет, ибо все мнительные — то прямо ссыкотно становится с человеком контактировать. Или ещё есть ряд контр-рациональных суждений, которые когда кто-то высказывает, то я прямо: «Нет-нет, давай в другой раз, в этом месяце прямо не могу совсем». Дорогая С. в разговоре как-то предположила, что так люди становятся бездомными и нищими, потому что все друзья, узнав о каком-то серьёзном провале, просто прерывают контакт и отворачиваются. Опасность в эфире!
Концепция «заразного поведения», к примеру, объясняет, почему люди не говорят, что они в беде или даже плохом настроении. Чтобы не подумали, что они переносчики дурного эфира. А недавно вообще прекрасное прочитал: «Эзотерика, как плесень, как только человек слаб из-за чего-то, она проникает в него». И это действительно похоже по ощущениям на мой опыт.
Ещё я периодически освежаю свою компьютерную среду. По работе и вне я провожу там довольно много времени. Меняю терминал, клавиатуру, раскладку, редактор и прочее. А Ира периодически переставляет мебель. То есть она успевает там у себя в Москве квартиры менять. А приезжая в Берлин, ещё и здесь перестановку мебели делает. И то и другое приводит к переучиванию всех привычных движений. От сочетаний клавиш до траектории из спальни на балкон. Казалось бы, зачем? А вот! Ассенизация эфира, чтобы не завонялся.
А что у вас в эфире?
27.10.2019Масштаб
Чтобы наладить свои сложные отношения с книгами, поставил цель за 2019 год прочитать 10 штук. По итогу 4 из них написал Лю Цысинь. И ещё оказалось, что просмотренный на «Нетфликсе» фильм «Блуждающая Земля» тоже снят по его произведению. Почему у нас в школе не было китайской литературы?
Я – за репрезентацию (культурного и прочего) разнообразия. Человечество очень консервативно. Это эволюционный механизм: так тратится меньше энергии. Проще и быстрее сделать как всегда, чем думать. Если же собрать в одной команде людей с разной личной историей, можно эти ограничения «взломать». Каждый будет пытаться сделать как у него принято, а принято у всех по-разному. И тогда, когда удастся договориться, получится что-то интересное. Но интерес не является глобальной ценностью. Поэтому для тех, кто не разделяет мою цепочку рассуждений, борьба за репрезентацию — это просто заскоки западной либеральной риторики. Не всегда то, что делает жизнь прикольнее и ярче, даёт какие-то ощутимые преимущества. А то, что не даёт видимых преимуществ, не получает распространения. Эта фишечка эволюции меня бесит, если честно.
В нашем китайском магазине тётушка-кассир не берёт деньги из рук в руки. Если попытаться протянуть ей банкноты, то она поднимет со стойки специальное стальное блюдечко и подставит его прямо под них. Прямо-таки история из «Американских богов». И это суеверие без труда переживёт нас с вами и ещё много поколений вперёд, пока бесконтактная оплата не захватит мир. А для того, чтобы исследовать другие культуры даже через кино и книги, приходится делать усилие.
Так вот, вернёмся к товарищу Цысиню. Меня поражает, насколько легко он оперирует проектами совершенно огромного масштаба! Может быть потому, что мало читал, но я никогда не встречал ничего подобного. Напишите, если знаете ещё таких масштабных писателей. Он с лёгкостью прыгает во времени на какие-то совершенно невообразимые расстояния и мыслит проектами такой же длины. В послесловии к «Шаровой молнии» он сетует на то, что китайская фантастика развивалась в изоляции. Он говорит, что китайских писателей-фантастов традиционно интересуют технологии, но они совершенно не исследуют, как изменятся в свете новых возможностей социальные процессы. Соответственно, в своей трилогии «Память о прошлом Земли» он эту тему исследует со свойственной ему масштабностью. И поскольку размах событий какой-то неимоверной величины, ему приходится непросто. То есть мы говорим не о диалоге в баре, а где-то на уровне доклада военного в ООН.
Интересно ещё, что Лю скептически относится к роли одного человека. Иногда какой-то отдельный персонаж двигает сюжет. Но часто человек в этой роли оказывается случайно. Практически никогда это не наследные права и не исключительные личные качества. При этом, несмотря на драматические события вселенских масштабов, внутренние трансформации персонажей остаются весьма скромными. Каждый человек уникален, но не исключителен. Практически никто не первый, никто не единственный, но каждый может быть решающим. Человек проделывает огромное путешествие, но остаётся собой. Что-то, что трансформирует человека до неузнаваемости, — чрезвычайно редко, но если находится, то трансформирует практически любого.
В общем, горячо рекомендую этого товарища и ещё Теда Чана, конечно.
07.09.2019Август
Когда я был маленький, практически всю мебель у нас дома делал отец. Мой уголок в однокомнатной квартире, родительский складной диван и даже такой статусный в девяностые годы объект, как Стенка, папа спроектировал и собрал сам. Среди кучи инструментов и запчастей у него был один прекрасный предмет — недоразрезанный кусок нержавейки. Это небольшой лист из какой-то советской марки стали примерно в миллиметр толщиной. Разрез бодро начинался, но через сантиметров пять было видно, что ножницы по металлу в нём завязли. Мне кажется, что это очень важно — иметь возможность делать перерыв любой длины в любой момент, независимо от длины разреза. Мне кажется, что это очень важно — останавливаться и искать другие способы сделать то, что делаешь. У меня ушло много лет на то, чтобы делать это осознанно, по своей воле, а не потому что так получилось вдруг. Нарастающий и спадающий интерес — это как колебательный контур, который двигает внутренние часы вперёд. Пытаться ехать на интересе к чему-то одному, похоже, — как и есть одну и ту же еду — это попытка остановить время.
Иногда смотреть на то, как кто-то пытается остановить время, бывает очень захватывающе. Старик Тарантино в век новых медиа из раза в раз на плёнке рассказывает новую сказку о том, что Кино побеждает не только фашизм, но и вообще всё зло. Кино, как любое искусство, — это гимн ускользающему моменту. Оно может перенести меня в волшебное место, каждый раз обещая, что это будет одно и то же место, но каждый раз это место совершенно другое. Я очень редко пересматриваю фильмы, но ещё ни разу мне не удалось дважды посмотреть по-настоящему один и тот же. Пересмотренная недавно «Синекдоха Нью-Йорк» заставила меня вообще сомневаться, что я смотрел её 10 лет назад. Мои почти ежемесячные посты очень похожи на попытку извлечь смысл из происходящего потока событий. Как постановка главного героя «Синекдохи», они сменяют охват и масштаб, пытаясь включить всё. Это, конечно, сизифов труд, но очень увлекательный. Но если уж гений Тарантино не может по-настоящему победить несправедливость, то куда мне соваться в борьбе за смысл? Ведь даже текст статьи невозможно на 100% избавить от опечаток, сколько бы раз ни перечитывал.
♯♯♯
Закончил два проекта «сделай сам». Один — светильник из найденных частей баррикадного оранжевого фонаря, которые здесь используются для освещения временных заборов. А второй — деревянный стул из найденного красивого каркаса без сиденья. Второй я, конечно, никогда бы не закончил без Иры. В какие-то из приездов она включалась и двигала застрявший стул-проект собственным трудом. Мне же для фонаря пришлось заново освоить пайку, а для стула — изучить драпировку мебели.
Вообще, котаны, так же, как я ратую за регулярность, я всем рекомендую делать перерывы. Во всём. Даже когда мне кажется, что Хедспейс давит на меня тем, что считает, сколько дней я медитировал подряд, я специально пропускаю денёк, чтобы сбросить счётчик.
07.07.2019Июнь
Мне кажется, я понял фундаментальную причину, почему немцы в Берлине, если их переспросить на немецком, пытаются перейти на английский, какой бы он ни был у них плохой. Потому что быть непонятым гораздо неуютнее, чем не понимать самому.
В Бразилии Чипа и Дейла зовут Чико и Теко (Tico e Teco), и они — внимание — белки! То, что у них нет хвостов — это абсолютно неважно, потому что в Бразилии какая-то беда с грызунами. Крысы и мыши, понятно, есть, но всё симпатичное — белка. Хорьки, суслики, хомяки, бурундуки — ненужные подробности. А ещё в Бразилии, видимо, нет тополей. Местные Бразильцы знают, что здесь бывает сезон пуха, но смутно представляют, откуда он. Пришлось слать фото и координаты тополей в городе, чтобы коллеги смогли съездить и посмотреть своими глазами, как растёт пух.
Добрался и посмотрел последнего Человека-Паука. Который «Возвращение домой». Считаю, что это лучший Человек-Паук из всех версий. И фильм отличный, и персонажи, и сюжет, и развитие, и мотивация. С предыдущими актёрами было совершенно непонятно, какого он возраста, а тут я с удивлением узнал, что герою 14 лет. И до меня дошло, что это история про пубертат. У юноши меняется тело, он ищет свои смыслы, находит авторитеты, видит угрозу в отце девушки, в которую влюблён. А стрельба паутиной — это огромное, просто нечеловеческое количество маструбации.
♯♯♯
Мне кажется, что законы, запрещающие мат в СМИ и прочих публичных местах, писались людьми, которые на самом деле ругательства уважают. Все усилия направлены на то, чтобы сохранить обсценность русского мата — его силу и чёткость намерений. Запрещённые слова говорить гораздо интереснее.
♯♯♯
Периодически имею разговоры с разными людьми о невозможности заболеть от сквозняка. В качестве примера привожу голландский, где самого слова нет, и, следовательно, связанного с ним поверья тоже. А тут узнал, что в немецком сквозняк есть. И люди, которые думают, что от него можно заболеть, конечно, тоже. Можете зайти на википеию и посмотреть, на скольких языках есть эта статья. Их не так уж и много. Мне кажется, это могло зародиться ещё во времена язычества. Когда по улице гуляет ветер, а ты забрался в свою тёплую избушку, напукал там, и сидишь тихонечко. А тут вдруг кто-то тебе жопу холодит. Пробрался, стало быть, призрак в убежище с намерениями недобрыми. Или как в сериале «Американские Боги». Приезжает какой-нибудь русский в Голландию. И привозит этого Сквозняка с собой. А там везде дует, ибо всем пофиг, поэтому он болеет постоянно. Попытки закрыть окна встречают полное непонимание. В конце он, конечно, умирает от воспаления лёгких или менингита. И Сквозняк вместе с ним, так как в языке закрепиться не смог.
09.06.2019Май
Посмотрел «Детектива Пикачу». При том, что я не супер-знаток покемонов, мне очень понравилось. Дополнительный смысловой слой создавался тем, что Пикачу говорит голосом Дэдпула. Контексты — удивительная вещь! Мне очень интересно, что из сегодняшних медиа проживёт ещё лет 20 и как заиграет в поле сменившихся интересов публики. Ведь для кого-то песня Mera Juta Hai Japani — это саундтрек к индийском кинофильму «Господин 420» 1955 года, а для кого-то — саундтрек к «Дэдпулу» 2016. А у меня эта песня играет в индийском ресторане, где я обедаю по понедельникам. Или вот, к примеру, чеховский «Вишнёвый сад», говорят, совершенно по-другому читается, если знать, сколько на самом деле стоила земля, когда писалась пьеса. Мотивации персонажей — другие. Ещё вопрос в том, насколько вообще нужно погружаться в контекст. Когда смотришь фильм «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», нужно ли читать Стоппарда? А Шекспира? И насколько знание о существовании такого явления как «Шекспировский вопрос» что-то из упомянутого меняет?
Одной нашей с Ирой подруге иллюстратору нравились картинки другого испанского иллюстратора. Назовём его Хавье. Потом она пошла к нему на мастер-класс, а он на обзоре работ, вместо обсуждения, собственно, её работ говорил, что ей нужно перестать волноваться или даже пить таблетки. С тех пор ей не так нравятся его картники. А другая наша с Ирой подруга поехала на ярмарку книжек в Италию. И там было ревью работ. И делал его какой-то Хавье, картинки которого второй нашей подруге тоже сначала нравились. Но на ревью он начал нести пургу про то, что у неё стиль миллениала, и что нужно рисовать из сердца. И мы с Ирой сразу поняли, что это один и тот же Хавье. И оказались правы! Теперь история эта для меня с картинками неразрывно связана. Хоть бери и читай философское эссе Ролана Барта «Смерть автора».
♯♯♯
Самое крутое открытие последнего времени — про споры. Всегда использовал их не столько для того, чтобы отстоять свою точку зрения, сколько чтобы пощупать слабые места в аргументации собеседника. Чёткое мнение другого как будто даёт точку опоры для моих неясных эмоций, и становится можно их развернуть в стройные цепочки описаний. И тут меня внезапно осенило, что, ведь, все могут так делать. Любой аргумент — это лишь на 20% возможность пересмотреть свои позиции, а на 80% — это точка опоры, чтобы оттолкнуться. До седых мудей дожил, а всё ещё думал, что аргументы — это эффективный метод переубеждения. Ну, как так-то?
05.05.2019Апрель
Каждый раз, когда наступает богатый на события период, кажется, что раньше такого не было. Ну, может, и было, но не настолько. Ну, может, настолько, но не так долго. Память подкидывает примеры, чтобы подкрепить текущее восприятие. Связный нарратив про целостную личность успокаивает. Но мой внимательный читатель знает, что целостность — иллюзия. В какой-то момент я стал считать себя социофобом. Но, во-первых, это было не всегда, а во-вторых, я очень даже люблю приятную компанию всё это время асоциальной самоидентификации. По сути это просто объяснение желания иногда уединиться. Но желание не растёт из описания. Описание, наоборот, всегда рождается для объяснения желаний.
♯♯♯
В качестве празднования закрытия серии «А» поехали всей компанией в Эрицейру на неделю. Если опустить тот факт, что город заточен под серферов, то атлантическое побережье и Лиссабон мне очень понравились. Надо бы вернуться туда в более тихой компании. Работать и тусить целую неделю с коллегами — это немного тесновато, но некоторые вещи про них узнать можно только так. А я люблю истории.
♯♯♯
После десятилетнего перерыва посетили с Ирой Мадрид. Я люблю бывать в тех местах, где уже был, и мне понравилось. Опять же история про то, что все клетки тела меняются за 7 лет и фактически в Мадрид приехали другие люди. Очень круто сменились реакции и акценты. Обнаружил, что тут есть свой медведь на гербе, точнее, медведица.
В качестве этнографической заметки такое наблюдение. Несмотря на то, что город в целом не быстрый, здесь принято быстро стартовать. В Берлине все доезжают и доходят спокойно на красный. И когда загорается зелёный, все ждут, пока «доходящие» на красный дойдут и доедут. В Мадриде мигающий зелёный реально заставляет людей ускориться или не начинать переход, потому что, как только загорается поперечный зелёный, все рвут с места мгновенно. То же и в автобусе: если в Берлине никто не двигается к выходу, пока автобус не остановится, в Мадриде принято готовиться заранее. Или, например, мотоциклы и мопеды. Ездить между полос одинаково запрещено везде, насколько я знаю. Но внутри стран Европы существуют разные консенсусы на этот счёт. В Германии или Швейцарии протискиваться между машин не принято. А в Италии и Испании — очень даже. В Мадриде на светофорах есть специальная зона для протиснувшихся и быстро-стартующих мотоциклистов. Знаю, что такое есть и в Италии.
Я очень люблю связные истории. Когда мы опаздывали с вылетом из Португалии, стыковочный рейс из Франкфурта задержали так, что мы успели. Но задержали, по словам стюардессы, не из-за нас. В Мадриде мы решили пройти по всем заведениям, что выдаёт Гугл по запросу «third wave coffee». В одно из мест мы опоздали, но проезжавший мимо на велосипеде человек, сказал, что в баре, где он работает, они берут кофе именно отсюда и делают его старательно. И мы пошли в бар, и теперь у нас есть место, где можно выпить отличный эспрессо после 19:00. На католическую Пасху в Берлине совпали А. из голландской деревни, С. из швейцарской недеревни и И. из заснеженной России, а их приезд был сразу после моего возвращения из Португалии. В Музее истории Мадрида мы видели много картин с парадами на главной площади, а потом увидели и сам парад вживую, просто случайно там оказавшись. (2 мая в Мадриде вспоминают то, что случилось перед гойевским «3 мая». Сложно оценить объёмы чудовищного качества видео, которые были сняты там в тот момент и не будут посмотрены никогда.) Самого Гойю мы тоже потом посмотрели. Легко и приятно жить в магическом мире, когда совпадения складываются.
07.04.2019Март
Заглянул сегодня в список тем за месяц, а он оказался пуст. Как у любого современного киборга, часть функций у меня делегирована программам. Справочную информацию ищу в Гугле, синтаксис — в справочнике, медитации диктует Хедспейс, слова учу в Квизлетт, а через зарядки ведёт NTC (хотя с ежедневного я соскочил, конечно). Темы статей обычно оказываются в Трелло, но не в этот раз. Хотя месяц был довольно хороший и плотный. Ира приезжала. Как я всем советую, но не делаю, прочитала инструкцию к гейзерной кофеварке и спасла меня от покупки новой. Швейцария, опять же. Стартап наш закрыл серию А, ура! Почти дослушал «Paper Towns» Джона Грина. Надо было читать её лет 20 назад, хоть она и не написана тогда была ещё. Даже компания-владелец квартиры добралась до моих заявок и начала движуху.
Однако чувствуется какая-то внутренняя тишина. Можно даже услышать, что человек вовсе не целостная плотненькая пулька, а мятущаяся разносторонняя личность. На гаге появился новый преподаватель — парень настолько восторженный, что мне даже неловко, насколько невосторженный я. Вижу в инстаграме, что кто-то был в Берлине и думаю: «А чего не написали-то?» И одновременно с каким-то даже облегчением выдыхаю: «Хорошо, что не написали». Идеальные выходные — это гулять, слушая книгу, ковырять код, или помыть балкон. Но иногда вдруг накатит кому-то написать или встретиться. Редкие разговоры глубоки и по сути. А иногда вдруг такая болтливость нападает, что самому страшно слушать. По-настоящему выйти «в люди» получается только если есть уверенность, что всегда потом смогу побыть один дома. Совершенно немыслимо, чтобы кто-то просто так без предупреждения пришёл ко мне. Но если приглашаю к себе в гости, то из самого сердца. Накатившее было суетное желание метнуться в Москву на пару дней, спокойно отложил до лета. Такие развлечения, в общем.
А у вас как дела?
02.03.2019Февраль
Благодаря Оле ещё в декабре нашёл в Берлине гагу. Одно из немногих мест, где даже несмотря на большое количество занимающихся, мой опыт остаётся очень личным. Особенно нравится, что разные ведущие. Единственное, что пока не понравилось — это замены. Когда сертифицированных гага-ведущих на занятие не находится, они пишут в расписании не «гага», а «исследование движения». Такое было пока всего два раза. Но меньше всего подмены, в отличие от гаги, похожи именно на исследование. Ведь исследование — это про то, где тайна и неизвестно. А заместители всё делают из своей сильной, выгодной стороны. Это, конечно, для человека в любом занятии естественно. И я про себя думаю, что я — это совокупность моих лучших качеств. Но знаю, что смотреть на это невыносимо скучно. Понимаю вашу мятущуюся душу, ребята: самому экспериментировать прилюдно срамно. Но больше на не-гагу не ходок.
♯♯♯
В качестве практики немецкого смотрю «Место преступления» (Tatort). Сериал выходит с ноября 1970 года. Очень часто эпизод получается прямо отличной забористой драмой об одиночестве. Не разделяю воздыхания на тему «Ах-ах, как же в эпоху интернета люди всё более одиноки?». Мне кажется, что одиночество — это неизменный спутник и союзник человека на протяжении всей истории. Просто благодаря соцсетям это стало более гласно. Желание быть пóнятым — фундаментальное и недостижимое — управляет мной не хуже желаний поесть и поспать. И вот я уже оттачиваю отповедь на немецком, что в Берлине так сложно с разговорной практикой, что приходится смотреть «Таторт». Чтобы предстать своей сильной стороной.
♯♯♯
Обычно в языке есть два слова: «одиночество» и «уединение». Одно более грустненькое, а другое поспокойнее. Уединение я очень ценю. Поэтому в очередной раз поехал на ретрит в городиловоские поля. Интересно, что если не фотографировать и не выкладывать фотки, то впечатления ощущаются по-настоящему моими. Личными. Неожиданно для себя, однако, встретился с бóльшим количеством людей, чем в Берлине с начала года. И перед всеми нужно предстать с выгодной стороны. Я бы, наверное, занимался чем-нибудь другим, кроме умных разговоров на любимые темы, но мне мало что ещё интересно. Чем вы занимаетесь с другими людьми?
Писал уже, что обожаю в языках названия животных, которые описывают их через других животных. В русском, кстати, помню таких немного: например, летучая мышь. От коллеги узнал, что с сербском — это «слепи миш». Серьёзно, ребята? Слепая мышь? А если ты дома мышь завёл, а она в какой-то момент ослепла к старости, как тогда? Это, фактически, ещё одна морская свинка. Разве можно быть ещё более непонятым? Даже божьей коровке больше повезло!
02.02.2019Январь
Сегодня день рождения у Иры. Небольшого размера человека с большим влиянием на мою жизнь.
В детстве она читала так много книг, что в библиотеке у неё был читательский билет с почётным номером 5. Отношения с чтением вашего покорного слуги, в то же время, с самого начала не заладились. А сейчас, в мире дефицита внимания, всё стало и того хуже. Но тут пришло спасение: амазоновский «Одибл»! Слушаю Ювала Ноа Харари «Сапиенс. Краткая история человечества». Складная выжимка хаотичного процесса развития вида. Нарастающее последние годы ощущение полной случайности всего происходящего и абсолютного отсутствия контроля приобрело ещё одну красочную иллюстарцию. Как будто из космоса посмотрел.
С начала нашего с Ирой знакомства она открывала для меня целые пласты культуры. Музыка, кино, живопись, одежда — вкусы во всём этом формировались под впечатлением того, что мы вместе смотрели, слушали или покупали. На новогодних каникулах посмотрели «Рома» Альфонсо Куарона. Есть на «Нетфликсе». Впечатляющая работа с ощущением времени. Очень круто передано соотношение масштаба событий личных и глобальных в восприятии изнутри, в моменте. Даже дыхание становится в какой-то момент в ритме монтажа. Такой бытовой «Дюнкерк».
Ира, с Днём рождения! Будь здорова!
29.12.20182018
Городилова подсказала отличный формат подведения итогов года: «первый раз в этом году». Нужно, конечно, делать заметки, потому что иначе всё забывается.
♯♯♯
В одном из перелётов, когда уже все сидели в самолёте, рейс задержали на 50 минут из-за большой загруженности аэропорта. Объявивший об этом пилот — пригодилось знание немецкого — предложил желающим по два-три человека проходить в кабину пилота на микроэкскурсию. Первый раз в кабине пилота — это, конечно, совершенно детская радость. С другой стороны, слегка беспокойное ощущение от такого рабочего места. Это же нужно вписаться в мероприятие длиной в несколько часов, в течение которых нужно сохранять повышенную концентрацию внимания без возможности поставить на паузу. Понятно, что у меня нет и не предвидится водительских прав. И даже на велосипедные поездки более 30 минут приходится собираться с силами. Свобода немедленно прекратить — одна из фундаментальных свобод человека, на мой взгляд.
♯♯♯
В этом году, впервые за всю свою рабочую практику я попросил о прибавке к зарплате. Мне понятно, почему в современной культуре вокруг отношений работник-работодатель столько всего наворочено. Это и правда отдельный вид разговора, но в моей жизни много было и понапряжённее разговоров.
Гастрономический опыт, который принято открывать в Азии, случился со мной в самой квадратной стране Европы. Швейцарцы подвинуты на экологии. Упоминал об этом в мой тревел-блоггерский период. В новом разрезе они рассматривают и экологию питания. Поскольку производство мяса вносит большой вклад в выброс парниковых газов, в Швейцарии исследуют альтернативные источники белка. Прямо на выходе из музея еды можно было попробовать кузнечиков, сверчков и мучных червей. Сверчки самые вкусные. Насекомых до этого я никогда не ел. Узнал, что в супермаркетах Цюриха уже можно найти 10 наименований продуктов, в приготовлении которых используются насекомые. Протеиновые батончики со сверчками, например.
Пришла к счастливому завершению история с моей первой татуировкой. Это, конечно, известный факт, что у людей после переезда в Берлин неизбежно начинают появляться татуировки. Но моя эпопея длилась аж с 2015 года, когда я впервые написал одному из любимых иллюстраторов. Я переписывался с несколькими художниками и тату-мастерами. Уточнял идею, выбирал стиль, а моё видение трансформировалось. С Катей Крицевой, которая в итоге и сделала мне татуировку в Москве в начале декабря, мы начали обсуждение аж в июне. В итоге получилось очень терапевтично и магично. Как раз грустил не так давно, что при текущем наборе знаний о мире, никакой магии уже невозможно: всё — просто случайность. Но зато всегда можно придумать волшебную историю о прошедших событиях, и это делает мой мир прикольнее.